Страстное переживание связи субъекта с природой, присуще всем романтикам. С одной стороны, в их произведениях преобладает образ-ландшафт, что проявляется, в частности, в поисках живописности. С другой-в них господствует состояние души, и сотканная из элементов пейзажа картина является проекцией этого душевного состояния, но раздвоение живописного и эмоционального начал в образах природы в романтизме не может быть абсолютизировано, так же, как и в случае "внутреннего пейзажа".
Таким образом, романтизм характеризуется ощущением единства человека и природы. Следовательно, главное в романтическом воззрении на природу - ее "субъективизация", соответствующее соотнесение настроения поэта с миром природы.
Природа играла важную роль в творчестве Кольриджа. Понятие природы всегда служило предметом ожесточенных споров, поэтому ее определение имело первостепенное значение.
В данной дипломной работе были рассмотрены следующие произведения Колтриджа: "Эолова арфа", "Соловей", "Ворон", "Полуночный мороз", "Сказание о Старом Мореходе", "В беседке", "Уныние: ода", "Природе". При анализе вышеуказанных произведений я опиралась на работы Н.Я. Дьяконовой, Н.А. Соловьевой, Джона Спенсера Хилла и др. Анализ нескольких произведений был выполнен мной самостоятельно. Их анализ показал эволюцию восприятия поэтом природы. Также анализ показал, что в произведениях Кольриджа находит свое выражение его эстетика.
Практическая часть разделена на три параграфа: природа в ранней лирике Кольриджа, эволюция темы природы в лирике Кольриджа зрелого периода и сонет "Природе" - эстетический манифест Кольриджа. К ранней лирике можно отнести следующие стихотворения: "Сонет: осенней луне" (1788), "Сонет: реке Оттер" (1793), "Пантисократия" (1795), "Соловью" (1795), "Эолова арфа" (1795), "Соловей" (1798), и др. К зрелому периоду можно отнести следующие произведения поэта: "Ворон" (1798), поэмы "Сказание о старом мореходе" (1798), "Кристабель" (1798-99), "Кубла-хан" (1798), "В беседке" (1797), "Полуночный мороз" (1798), "Уныние: ода" (1802), " Песня из Запольи" (1815), "Могила Рыцаря" (1817), "Труд без надежды" (1825) и другие. Данные стихотворения в соответствии с изменением видения поэтом природы можно разбить на две группы: природа "дуалистическая" и природа "печали и одиночества". К первой группе относятся произведения: "Ворон", "Сказание о Старом Мореходе"; ко второй группе относятся: "Полуночный Мороз", "В Беседке", "Уныние: ода". В третьем параграфе будет рассмотрено стихотворение Кольриджа "Природе", которое занимает особое место в творчестве поэта, его можно считать эстетическим манифестом Кольриджа и необходимо рассматривать как програмное произведение в свете проблемы изучения темы природы в творчестве Кольриджа.
Для ранней лирики Кольриджа характерно, что тема природы выступает в неразрывном единстве с темами радости, любви, дружбы, красоты. Лирический герой стихотворений и сам автор - это одно лицо, чувствующее и воспринимающее красоту природы. Природа для поэта - это счастье, она всегда безмятежна, спокойна и прекрасна. Природа находится в гармонии с миром человека. Здесь прослеживается связь эстетики Кольриджа с его творчеством: концепция природы у поэта тесно связана с концепцтями красоты и искусства. В искусстве поэт видит сокращенную формулу природы, которая всегда прекрасна.
В произведениях зрелого периода тема природы получает свое дальнейшее развитие. Взгляды Кольриджа менялись и менялось его видение природы. В этот период творчества поэта тема природы в его произведениях проходит два этапа развития. Первый этап можно условно назвать: "природа дуалистическая"; второй: "природа печали и одиночества".
На первом этапе появляется новое понимание природы. Она противопоставлена миру человека. Мы видим ее другую сторону; природа может не только дарить радость и красоту, но и жестоко мстить за нарушение гармонии бытия. Возможно, подобное видение поэтом природы связано с разочарованием в революционных способах переустройства общества.
Впериод лирики Кольриджа зрелого периода можно выделить второй этап развития темы природы в его произведениях: "природа печали и одиночества". Поэт теперь воспринимает природу как идеал, к которому он стремится. Нет гармонии в душе поэта, нет ощущения радости и единения с природой, но тем не менее поэт стремится к этому во всех стихотворениях этого цикла; поэт несчастен именно из-за потери "живительной" связи с природой. Это чувство одиночества и грусти объясняется, возможно, тем, что Кольридж четко разграничивал понятия объективной природы и субъективного разума, ее познающего. "Собрание всего, что объективно, мы будем называть природой, сведя это название до его пассивного материального смысла, то есть до явлений, согласно которым мы узнаем о существовании природы. С другой стороны, собрание всего, что субъективно, мы будем считать "я" или разумом. Обе концепции суть антитезис. Разум считается только представляющим, природа - только представляемой, первый - осознающий, вторая - бессознательна" [11, c. 17]. Вероятно, именно поэтому Кольридж и не может найти счастья, он пытается разумом понять природу, которую можно воспринять только интуитивно.
В одном из своих поздних стихотворений "Природе", написанном в 1820 году Кольридж подводит итог восприятию природы в своем творчестве. Поэт, не без доли самоиронии, воспринимает свое творчество как службу в храме Бога и Природы, главная задача которого - прославление всех проявлений Природы. Кольридж искал общий принцип, по которому развиваются и природа и человек. Таким принципом для него стал принцип органического единства духа и природы. Этот принцип предопределяет общность черт объективного мира природы и субъективного мира человека. Именно в данном стихотворении соединились воедино все трактовки, видения природы Кольриджа. Главное для поэта ощущение единства человека, творчества с природой - это для Кольриджа есть наиболее полное выражение человеческого духа. Именно в любви к природе, в единении с нею Кольридж видит залог счастья человека в будущем. Сама природа становится у Кольриджа "произведением искусства", автор которого - Бог.
Кольридж писал: "Мудрость природы отлична от человеческой мудрости... В природных явлениях как в зеркале представлены все возможные элементы, этапы и процессы душевной деятельности, предшествующей сознанию, а значит, полному осуществлению акта мышления, а человеческий разум - это фокус, в котором собраны лучи умственной деятельности, рассеянной по всем явлениям природы..." [11, c. 226].
Говоря об изображении природных явлений в творчестве поэта, прежде всего необходимо отметить сильное эмоциональное начало. Для Кольриджа единство природы и человека есть наиболее полное выражение человеческого духа. В любви к природе, в единении с нею Кольридж видел залог счастья человека в будущем. Восприятие природы у Кольриджа живописное, визуальное - в цвете, в изменении цвета и света, в соотношениях природных явлений. Впечатления от природы наводят поэта на философские размышления, касающиеся нравственной сути эмоциональной жизни. Реальный факт природного бытия, сопровождаемый столь многозначными чувствами и размышлениями, приобретает символическое значение. Для Кольриджа - небо, река, цветок - это символы человеческой жизни, его сравнения - это не просто поэтические образы, а проявление определенного мироощущения, заключающегося в слиянии природного и человеческого бытия.
Для Кольриджа природа никогда не является мертвой материальной массой. Она всегда - выражение духовной жизни. В природе он видит зеркало, поэтому природа наделяется смыслом, нередко более красноречивым, чем смысл слов.
В оглавление Далее