Так как моей главной задачей является проследить развитие темы природы в творчестве Кольриджа, то нельзя пройти мимо стихотворения "Природе", написанного в поздний период творчества поэта и которое можно рассматривать как эстетический манифест Кольриджа, и которое являюется програмным в развитии темы природы в творчестве поэта.
Сонет "К Природе" был написан в 1820 году (предположительно), на склоне жизни поэта. Впервые он был опубликован посмертно, в 1836 году. В этом стихотворении Кольридж как бы подводит итог своему восприятию природы. Начинается сонет с самоиронического допущения того, что все исполненное радости отношение поэта к природе - это проявление надуманной фантазии:
It may, indeed, be phantasy, when I
Essay to draw from all ceated things
Deep, heartfelt, inward joy that closely clings;
And trace in leaves and flowers that round me lie
Lessons of love and earnest piety [8, с. 202]
Тем самым поэт как бы ставит под сомнение обоснованность своего восприятия природы как прямого воплощения высшей божественной силы, допуская возможность того, что его поиски внутренней радости во всем творении, склонность видеть проявления любви и благочестия "в цветах и листьях" - лишь самообман. Однако уже из следующей строчки становится ясно, что такой подход к вопросу был нужен Кольриджу для того, чтобы ярче оттенить, подчеркнуть свое отношение к природе. "Пусть так," - говорит поэт:
So let it be: and if the wide world rings
In mock of this belief, it brings
Nor fear, nor grief, nor vain perplexity. [8, с. 202]
Пусть над таким отношением смеется хоть весь мир, это не изменит отношения поэта (не принесет ему "ни страха, ни печали, ни смятения пустого"). И заключительное шестистишие представляет своего рода программу Кольриджа, точно описывающую его отношение к природе. Природу Кольридж представляет как храм, в котором даже он, скромный служитель, может достойно возносить хвалы божеству:
So will I build my altar in the fields,
And the blue sky my fretted dome shall be,
And the sweet fragrance that the wild flower yields
Shall be the incense I will yield to Thee,
Thee only God! and thou shall not despise
Even me, the priest of this poor sacrifice. [8, с. 202]
Таким образом, Кольридж, не без доли самоиронии, воспринимает свое творчество как службу в храме Бога и Природы, главная задача которого - прославление всех проявлений Природы. Кольридж искал общий принцип, по которому развиваются и природа и человек. Таким принципом для него стал принцип органического единства духа и природы. Этот принцип предопределяет общность черт объективного мира природы и субъективного мира человека.
Именно в данном стихотворении соединяются воедино все трактовки, концепции природы Кольриджа. Главное для поэта ощущение единства человека, творчества с природой - это для Кольриджа есть наиболее полное выражение человеческого духа. В любви к природе, в единении с нею Кольридж видит залог счастья человека в будущем. Сама природа становится у Кольриджа "произведением искусства", автор которого - Бог.
В оглавление Далее