Величайшим из современных ему поэтов Кольридж считал Вордсворта. Поэты замечательно дополняли друг друга. В радостном общении родился замысел «Лирических баллад». Для Вордсворта было главным верное следование правде жизни. Кольридж ставил перед собой несколько иные задачи, стремясь воспроизвести в своих стихах лица и характеры сверхъестественные. Главным была игра изменчивыми красками воображения, наделявшего плотью и кровью самые причудливые вымыслы. Поэт изображает чувства человека, на душу которого воздействует необычайное, величественное, загадочное в природе [17, c. 148].
Необходимо упомянуть, что в конце XVIII века облик старой доброй Англии менялся: вырубались вековые буки и дубы, освобождая место для будущих предприятий.
Сохранение природных уголков стало особой заботой жителей Англии, поэтому даже пастбища для скота обсаживались живыми изгородями, а поля, «окруженные каймою ежевики и боярышника, обсаженные высокими вязами, и новые насаждения дуба и бука прекрасно заменяли открытые поля, вересковые степи и густой кустарник прежних дней» [63, c. 27].
Англичане тосковали по дикой природе. Стала изменяться парковая и садовая структура. Из парковых аллей исчезли свинцовые статуи в голландском стиле, освобождались созданные природой дикие травянистые склоны, деревья. Подчеркивание естественности, гармоничности, приятности в природных ландшафтах привело к растущему восхищению природой, понимаемой более глубоко и разнообразно. Появился интерес и к горной местности, к морскому побережью, ранее пренебрегаемыми. Величественные панорамы гор, плавная протяженность озерного края, мрачные каньоны и ущелья Скандинавии воспринимались с заметным восхищением и грустью.
Когда человек воевал с дикой природой, он не обращал внимание на ее красоту. Когда же он победил ее, ему наскучил вид образцовых парков и искусственных садов. Ему захотелось вернуться к разнообразию и первозданному облику природы. Поэтому писатели и поэты этого периода наиболее внимательны к теме природы.
Влияние «органического» воззрения на природу распространяется на все романтическое искусство [32, c. 207]. Самое широкое проявление этого взгляда заключается в антропоморфизации явлений природы, в том, что природе в целом - и как космосу, и как пейзажу, и как единичной детали пейзажа - приписываются чувства, характерные для человеческой души. Новое заключается в углубленной субъективности, проекции настроения писателя на природу и отождествление чувствующего субъекта с природой, одушевление природы субъективными эмоциями поэта.
Насколько важна природа для Кольриджа можно судить из его записей: «В первый год нашего соседства мы с мистером Вордсвортом в своих беседах часто касались двух важнейших принципов в поэзии: способности возбудить читательский интерес, прилежно следуя законам природы, и умения придать вещам характер новизны с помощью широкой палитры воображения. Нежданное чудо, всякий раз возникающее из игры света и тени, когда луна или закат преображают хорошо знакомый пейзаж, словно подтверждало возможность совмещения двух начал. Оба они раскрывают поэзию природы» [ 48, c. 279].
Практическую часть данного диплома разделена в соответствии с изменением видения поэтом природы на три параграфа: "Природа в ранней лирике Кольриджа", "Эволюция темы природы в лирике Кольриджа зрелого периода" и "Сонет "Природе" - эстетический манифест Кольриджа". К ранней лирике можно отнести следующие стихотворения: "Сонет: осенней луне" (1788), "Сонет: реке Оттер" (1793), "Пантисократия" (1795), "Соловью" (1795), "Эолова арфа" (1795), "Соловей" (1798), и др. произведения; здесь будут рассмотрены два стихотворения: "Эолова Арфа" и "Соловей". К зрелому периоду можно отнести следующие произведения поэта: "Ворон" (1798), поэмы "Сказание о старом мореходе" (1798), "Кристабель" (1798-99), "Кубла-хан" (1798), "В беседке" (1797), "Полуночный мороз" (1798), "Уныние: ода" (1802), " Песня из Запольи" (1815), "Могила Рыцаря" (1817), "Труд без надежды" (1825) и другие. В параграфе будут рассмотрены следующие произведения: "Ворон", "Сказание о Старом Мореходе", "Полуночный мороз", "В Беседке", "Уныние: Ода". Данные стихотворения в соответствии с изменением видения поэтом природы можно разбить на две группы: природа "дуалистическая" и природа "печали и одиночества". К первой группе относятся произведения: "Ворон", "Сказание о Старом Мореходе"; ко второй группе относятся: "Полуночный Мороз", "В Беседке", "Уныние: ода". В третьем параграфе будет рассмотрено стихотворение Кольриджа "Природе", которое занимает особое место в творчестве поэта. Его можно считать эстетическим манифестом Кольриджа и необходимо рассматривать как програмное произведение в свете проблемы изучения темы природы в творчестве Кольриджа.
В оглавление Далее