Концепции природы

§1. ПРИРОДА В ЭСТЕТИКЕ РОМАНТИЗМА

В истории философской мысли нетрудно найти примеры, когда природа как Универсум, Вселенная наделены высшей эстетической ценностью. Сюда же относятся и общеизвестные примеры вселенных, построенных по эстетическому принципу: будь то метафизика Пифагора, даосизма, Конфуция, Библии. Природа, как Универсум, оказывается высшей эстетической ценностью, и это возможно потому, что эстетическая ценность универсальна. С другой стороны, понятие природы, в данном случае, всеобще [32, c. 38].

В конце XVIII - начале XIX в., понимание природы претерпело изменения. Огромное влияние на развитие романтизма оказала Германия: натурфилософия Шеллинга, философские труды Шлегеля.

В подтверждение тому, что "философия мирового духа" и органическое понимание природы оказывали воздействие и на романтическое изображение пейзажа, можно привести слова В. К. Уимсетта об английском романтизме. По Уимсетту, романтики рассматривают мировой дух в качестве основного принципа природы, как "слабую, колеблющуюся, меньше всего постижимую и самую таинственную часть природы" [69, c. 206]. При таком понимании природы пейзаж предстает как бы раздвоенным, поскольку "важен не только он сам, но и дух, который им управляет или который его насыщает, или и то и другое" [69, c. 206]. Может быть, в этой характеристике Уимсетта романтическое воззрение на природу слишком резко противопоставлено воззрениям на природу XVIII в., в котором можно было встретить и теории, толковавшие природу "как некое тонкое материальное излияние" [69, c. 207]. Сюлли Прюдом утверждал, что отличие романтической трактовки природы от просветительской состояло в том, что романтизм "осуществил уравновешенность мира чистых идей с миром ощутимых и видимых вещей, ликвидировав их противоположность" [69, c. 206] (под "чистыми идеями" автор подразумевает абстракции). Вопросы эти представляются весьма важными, ибо романтическая поэзия природы обязана своей сохранившейся по сей день эстетической ценностью не только художественному выражению шеллингианской (или какой-либо иной) философии, но тому, что в ней отразились подлинно глубокие идеи и переживания, большие человеческие чувства.

Влияние "органического" воззрения на природу распространяется на все романтическое искусство, хотя его значение в романтизме разных стран не одинаково. Самое широкое проявление этого взгляда заключается в антропоморфизации явлений природы, в том, что природе в целом - и как космосу, и как пейзажу, и как единичной детали пейзажа - приписываются чувства, характерные для человеческой души. Оценка природы как доброго, сочувствующего друга, как доброй матери, как носителя, моральных ценностей, противопоставленных испорченности городских нравов,- все это, по сути, представляет собой то сознательные, то неосознанные проявления органического воззрения на природу, хотя у разных поэтов оно выступает различно [27, c 129]. Так, отношение Шелли к природе существенно отличается от отношения Ламартина. Когда Вордсворт писал "Тинтернское аббатство" (1798), он был пантеистом, но в "Предвкушении бессмертия" (1803-1806) он отвергает эту теорию и обращается к принципам платонизма [37, c. 206]. У Леопарди и у Виньи природа является бесчувственной, независимой от человеческого мира, а то и чужой ему силой. Во всяком случае, можно сказать, что органическое понимание природы как подчиненной "всемирному духу" [37, c. 206] для романтизма весьма существенно, ибо в нем проецируется проблема отношения человека к обществу.

Самое содержание понятия "природа" в XVIII и XIX вв. было совершенно различным. Но непосредственные предпосылки романтического воззрения на природу, которое своими корнями уходит в более ранние периоды - в античность и в эпоху Возрождения, - образовались в XVIII в. Б. Вилли, ссылаясь па Пьера Бейля, заявляет, что в начале XVIII столетия это слово имело одиннадцать значений [32, c. 31].

По мнению ряда исследователей, философское понятие природы занимает в системе мышления Просвещения центральное положение. Вследствие этого значительное место принадлежит ему и в литературе эпохи. Ньютоновская, а затем бюффоновская концепции природы вдохновляют лирику XVIII в., ее дидактическую поэзию, выдающимися достижениями которой являются "Опыт о человеке" (1733-1734) Попа и "Гермес" (1780-1792) Андре Шенье. Следы спинозовского и шефстбернианского (уже пантеистически-органического) воззрения на природу ощущаются в трудах Гердера и Гете, например, во "Фрагменте о природе" (1781-1782), принадлежащем, вероятно, Гете, а также во многих местах "Страданий молодого Вертера", в сцене "Лес и пещера" первой части "Фауста", в стихотворении "Одно и Все". Эти работы, как и произведения Руссо, показывают, как философское переходит в литературе эпохи в эстетическое. Все это привело уже в XVIII в. от "абстрактных" и "научных" представлений о природе к пока еще рационалистическому возвышению природы, к ее пантеистическому толкованию.

Другая важная традиция, переданная романтизму от эпохи Просвещения,- культ ландшафта. Уже в конце XVIII в. в противовес "цивилизованному" пейзажу-саду, выдвигаются "вольная" природа, открытие красок дикой природы- густых лесов, высоких горных вершин, озер, океана, звездного неба. Литературное открытие этих мотивов природы в западных, литературах - от простого ландшафта до морского простора - подробно освещается в книге П. Baн Тигема. Общеизвестны преобразования, происшедшие в XVIII в. в садоводстве (переход от геометрического "французского" сада к "английскому" саду-ландшафту); все чаще совершались путешествия в труднодоступные гористые местности (на многие горные вершины Европы в эти времена поднимаются впервые). В литературе это отражается прежде всего в пейзаже, сама трактовка которого тесно связана с сентиментализмом. Общественная основа этого - недовольство застывшей системой феодального мира, его моралью и светскими условностями, недовольство, содержащее в себе уже элемент бунтарства, пока еще в формах бегства в природу, в одиночество. Эти тенденции передаются от сентиментализма XVIII в. романтизму. Культ "дикой" природы имел и еще одну причину, более практического характера: большие леса, горные вершины становятся достижимыми, менее опасными (благодаря огнестрельному оружию менее рискованной стала встреча с дикими зверями; под влиянием Просвещения отступило суеверие - ведь, по старому поверию, спрятанные за облаками вершины считались местом пребывания злых существ). Позднее, уже в эпоху романтизма, прежде всего в Англии, одной из причин бегства в природу стало стремление покинуть города, затронутые буржуазным промышленным развитием. С интересом к природе сочетается интерес к старинным дворцам, развалинам или просто к деревенскому миру, стоящему ближе к природе, к небольшим городам, которых не коснулась промышленная цивилизация [27, c. 121-129].

Сказанное выше объясняет и развитие в период сентиментализма описательной поэзии. Можно назвать здесь произведения Брокса, Томсона, Делиля, Трембецкого, Бешенеи и Чоконаи. Первоначально этот жанр, в соответствии с духом Просвещения, имел по преимуществу дидактический характер. Нередко произведения этого типа служили целям совершенно практическим, например подъему земледелия. "Георгики" в переводе Делиля становятся значительным моментом обновления французского поэтического стиля. Постепенно в этих дидактических произведениях усиливается эстетическое начало. Благодаря трудам Гесснера, Галлера, а затем Гете возрастает интерес к красотам природы Щвейцарии. Трудно переоценить при этом влияние личности Руссо. В поэме "Прогулки" (1811) венгерским поэт Ференц Кельчеи противопоставляет картинам геллеровско - гесснеровской Швейцарии феодальную отсталость своей родины. Буколическая поэзия по своей жанровой природе принадлежит еще классицизму, однако она была уже и подготовкой существенно отличающейся от нее романтической поэзии природы. Так, К. Крейчи и М, Кридл видят в одной из самых романтических поэм Ю. Словацкого, "В Швейцарии" (1839), ясные следы польской буколической поэзии конца XVIII в.

В этой описательной поэзии появляются уже черты антропоморфизированной природы [37, c. 208].

Подобных, одушевляющих природу образов в поэзии конца XVIII в. можно найти много, но в общем в это время преобладает еще стремление к объективному описанию. Пейзаж все еще представляет собой прежде всего реальную картину природы, описание стремится к показу красоты природы, а не к выражению через ее образы личных, субъективных чувств. Дикие, страшные картины природы тоже встречаются уже в поэзии предроматизма (песни Юнга, Оссиана), а Делиль даже возвещает право на их прославление в поэзии. Человек-страдалец находит сочувствие в нетронутой природе.

Но обычно, как утверждает К. Хорват, "природа выступает здесь еще в полном соответствии с рационалистическим мировосприятием. Прямого поэтического соединения человеческих чувств и природы здесь еще нет" [37, c. 208].

Важным моментом просветительского отношения к природе было, как говорилось выше, стремление бежать от бесчувственного города и всего современного общества (Руссо, Гесснер). В. Ванслов в своей книге о романтизме говорит о том, что тема природы у романтиков связана с этим бегством, хотя само развитие этой темы у них редко бывает идилличным [27. c. 121].

C понятием природы в эпоху Просвещения тесно связана мысль о человеке "естественном", живущем в примитивных условиях и превосходящем современное общество морально. Известна роль Руссо в образовании этого представления, оказавшего большое влияние на романтиков. Следует, однако, сказать, что оценка естественного человека, живущего на лоне природы, в романтизме далеко но однозначна. Так у Вордсворта образцом выступает человек, жизнь которого близка к природе, довольный своей простой судьбой. У Байрона же на передний план выдвигается вольная жизнь и моральное превосходство естественного человека (в "Манфреде"). Тема свободы ярко звучит в "кавказских" произведениях русских романтиков.

Таким образом, во многих странах романтическая поэзия природы имела определенные предпосылки в национальной поэзии предшествующего периода. У К. Хорвата мы находим, что Б. Вилли, например, рассматривает Вордсворта как завершителя поэзии природы XVIII века [69, c. 209]. Андре Шенье французские романтики считали своим предшественником [69, c. 209]. Связь Ламартина с описательной поэзией XVIII в. и с оссианизмом в литературе уже подробно рассмотрена. Немецкие романтики были связаны с Гердером и Гете. В русской литературе творчество Державина влияло на русский романтизм, на Рылеева и молодого Пушкина. Вообще описательная поэзия и поэзия эклог XVII в., устарелость которой долго и усиленно подчеркивалась критикой, привлекает к себе последнее время все большее внимание литературоведов. Что касается польской литературы, мы уже указали на классицистическую описательную поэзию сада как па предпосылку романтизма; важно лишь подчеркнуть, что здесь в становлении романтического пейзажа и романтизма в целом большую роль играют фольклорные традиции.

Таким образом, в поэзии Просвещения и сентиментализма присутствовали важные элементы будущего романтического воззрения на природу. По мнению Baн Тигема, романтики в некоторых моментах своего отношения к природе не ушли далеко от своих предшественников, но, с другой стороны, они внесли гораздо больше богатства и смелости в мотивы, разработанные ими [69, c. 210].

В чем же заключается то иное, то новое, что дается романтическим взглядом на природу по сравнению с его предпосылками? Научная литература подчеркивает в романтизме углубленную субъективность, субъективизацию природы, точное, индивидуальное отношение к предметам природы, к пейзажу, проекцию настроения писателя на природу и, наоборот, отождествление чувствующего субъекта с природой, одушевление природы субъективными эмоциями поэта, страстность отношения человека к природе. Субъективизация природы является понятием более широким, чем органический взгляд романтиков на природу. Это понятие объединяет более широкий круг поэтов-романтиков. В английской и в немецкой литературах субъективизация природы выражается более явно, чем и других литературах. В поэзии молодых Пушкина и Лермонтова проявляется скорее глубоко субъективное отношение к пейзажу, чем элементы органической натурфилософии.

Восприятие природы через субъективный эмоциональный мир личности встречается, разумеется, уже гораздо раньше появления романтизма. Г. Шарлье в своей работе о восприятии природы французскими романтиками [37, c. 211] указывает на то, что уже в "Сонетах" Петрарки "природа веселится и улыбается", если Лаура весела; а если холодна и далека, то и внешний мир мрачнеет, а после ее смерти природа превращается в пустыню.

Пример Байрона тоже указывает на то, что субъективное слияние с природой проявляется в романтизме весьма многообразно.

Дж. В. Бич так интерпретирует любовь Байрона к природе : "Байрон, как и другие романтики, говорит о книге-природе" [69, c. 212]. Главное в романтическом воззрении на природу - ее "субъективизация", соответствующее соотнесение настроения поэта с миром природы. Тигем писал, что субъективная интерпретация природы находит у романтикой широкое применение: "Описание редко употребляется само по себе; моральные эпитеты фигурируют в излишестве; страсть захлестывает все; принято не говорить ни об одном неодушевленном предмете без того, чтобы не связать его с нашими личными, отрадными или грустными чувствами; вот самые очевидные примеры этого поэтического темперамента. Эту природу всегда любят; и тогда, когда сердце заново переживает пережитые прежде радости или горести, опьянение торжеством юной любви или беспощадную горечь первых обид... или же страсть, выливаясь из человека на вещи, придает им душу и видимость, будто природа понимает, любит, страдает и мечтает, как человек и вместе с чeлoвeкoм" [69, c. 213].

Итак, романтизм характеризуется ощущением единства человека и природы. Но это не всегда проявляется в пантеистических формах и может быть связано с различными мировоззренческими позициями. Больше того, это единство может выступать и в формах дуалистического раздвоения - так в стихотворении Гюго "Что слышится в горах" (1831) природа олицетворяет мир и гармонию, противопоставленные страданиям и дисгармонии человеческих отношений.

Страстное переживание связи субъекта с природой, присущее всем романтикам, проявляется. у разных писателей весьма различно.

Декларация взаимосвязи природы с внутренним миром человека соответствует практике поэтов-романтиков. С одной стороны, в их произведениях преобладает образ-ландшафт, что проявляется, в частности, в поисках живописности. С другой-в них господствует состояние души, и сотканная из элементов пейзажа картина является проекцией этого душевного состояния.

Личность автора, разумеется, присутствует в обоих случаях, как замечает Г. Шарлье, но поэтические измерения разные; в одном случае преобладает картина действительности, в другом на переднем плане стоит душевное состояние, переданное через образ гармонирующего с ним пейзажа. Это показывает, что из романтической пейзажной поэзии дороги ведут в два направления: к реалистическому пейзажу и к символизму, где картины природы действительно становятся только символами, приобретая особую многозначность. Это последнее направление, как замечает К. Хорват, может быть, нагляднее всего прослежено в известном стихотворении Бодлера "Соответствия" [37, c. 215].

Раздвоение живописного и эмоционального начал в образах природы в романтизме не может быть абсолютизировано, так же, как и в случае "внутреннего пейзажа" [27, c.125].

Первый тип романтического воззрения па природу характеризуется, пожалуй, более всего моментом бегства. Поэт бежит к природе от сложных и неясных ему общественных проблем, от неуверенности своей повседневности жизни, от бед, разочарований, быть может и от cвоей внутренней напряженности, от своих сомнений. Внутренняя связь с природой приносит ему облегчение, свежесть, придает новые силы.

Сходный с предыдущим мотив романтической поэзии - обращение к природе как к живому существу, сочувствующему человеку, доброй матери, хранящей память о счастливых днях быстро текущей жизни. Момент дружеской и материнской природы присутствовал уже в литературе Просвещения начиная с Брокеса через Гёльти, Парини, Делиля, Гердера, вплоть до Гете. Но истинное поэтическое богатство этого представления о природе раскрывается в романтизме (ранее-у Гете). Человеческое счастье преходяще, но память о счастливых днях сохраняется и снова вызывается силой воспоминания о красоте природы [69, c. 216].

В романтической поэзии Природа может выступить в роли несчастной матери, страдающей из-за судьбы людей, ее сыновей, борющихся друг с другом, проливающих кровь друг друга.

Характерная для романтизма вера в природу, сочувствующую человеку, получила в венгерском литературоведении название "лирического сочувствия" [69, c. 219], которое французский критик Жорж Пелисье считал сущностью романтизма.

В романтическом искусстве стремление к изображению ярких и резких контрастов очень сильно. Это относится и к изображению природы. Романтики часто стремились изображать бурную природу. Байрон как будто рад присутствию опасности, буря для него - символ великих, хотя и часто гибельных страстей.

Изображение таинственной, загадочной природы появляется в романтизме очень рано. Уже в сборнике "Лирические баллады" можно найти рядом со стихами Вордсворта балладу Кольриджа "Сказание о Старом мореходе", в которой природа изображена страшной, карающей.

Изображение таинственной природы переходит у многих представителей немецкого романтизма к подчеркиванию демонического, чуждого человеку начала, связанного с природой. Веллек, сопоставляя английский и немецкий романтизм, пишет: "В лучших произведениях Тика, Брентано, Арнима н Гофмана раскрывается двойная сущность, мира - страх, что человек оставлен без помощи и предоставлен страшным силам, судьбе, случаю, мраку непостижимой тайне" [69, c. 238].

Таинственная, заключающая и себе угрозу гибели природа может быть для поэта-романтика и миром надежд. Слияние жизни и смерти, действительности и сновидения - одна из характерных черт раннего иенского романтизма - встречается и в других литературах. Оно имеет определенные предпосылки в литературе предромантизма - в "поэзии гробниц", в культе развалин, и оссианизме.

То, что в конце XVIII века лишь намечалось, в романтизме раскрывается посредством полного эмоционального сочетания, мира человека н мира природы.

В романтической поэзии природы большую роль играет восхваление красоты родной земли. Нередко это проявляется в связи с воспоминаниями о детстве, что широко представлено, например, у ранних английских романтиков - у Вордсворта и Кольриджа. Такова знаменитая ода Вордсворта "Предвкушение бессмертия в воспоминаниях раннего детства", близкая, по мнению ряда критиков, "Унынию" ("Dejection") Кольриджа [32, 241].

Любовь к родной земле руководила Вордсвортом, когда он после своей поездки с сестрой по Германии поселился в 1799 г. в одной из самых красивых местностей Англии - в Кэмберленде, напоминавшем ему о детстве. Следовательно, отношение Вордсворта к природе представляет собой не только поэтическое осмысление известных натурфилософских теорий, но и выражает непосредственное чувство, возникшее под впечатлением родной природы, воспоминаний о счастливом детстве, о поэтичном деревенском ландшафте.

Поэзия родной земли - обычная тема и во французской романтической поэзии. Здесь, во-первых, следует назвать стихотворение Ламартина "Милли, или Родная земля".

Культ родной земли, более или менее общий для всего романтизма и связанный в то же время с личными обстоятельствами жизни поэтов, получает нередко глубоко патриотическое звучание.

По Ванслову, романтики не только искали спасение от давящего на них чуждого мира, но и находили созвучие этому в природе [27, c. 121].

Итак, романтизм характеризуется ощущением единства человека и природы, но это не всегда проявляется в пантеистических формах и может быть связана с различными мировоззренческими позициями. Больше того, это единство может выступать и в формах дуалистического раздвоения.

Романтизм - сложное литературное явление, к нему относят художников не схожих по своим мировоззренческим позициям, литературной судьбе, творческой индивидуальности, но все подчеркивают важную роль воображения и интуиции в их творчестве. Безусловно здесь также необходимо отметить, что XVIII век придал новое, небывалое до того времени значение проблеме природы, что заставило поэтов - романтиков с особым вниманием и подробностью рассмотреть окружающий его мир, ведь именно романтики совершили "открытие природы".

Бегство от действительности в духовный мир как таковой далеко не всегда удовлетворял романтиков. Им хотелось, чтобы их идеал, хотя он и духовен по своей сущности, не оставался бы только бесплотной мечтой, приобрел бы какие-то более осязаемые формы [27, c. 121].

Самой популярной и широко распространенной формой такого бегства был уход в природу, которая приобрела в творчестве романтиков идеальное значение. "Природа представляет собой идеал", - говорил Новалис, - "природа - это окаменевшее волшебство" [27, c. 121].

Для романтиков природа никогда не является мертвой материальной массой. Она всегда - выражение духовной жизни. В природе романтик всегда видит зеркало, отражение либо собственной душевной тоски, либо идеальной жизни, составляющей предмет его мечтаний. Поэтому природа наделяется смыслом, нередко более красноречивым, чем смысл слов.

Одушевление, очеловечивание природы в восприятии, фантазии - один из излюбленных поэтических мотивов романтиков. В противоположность омертвевшему обществу, убивающему живую душу в погоне за наживой, карьерой, властью, природа словно оживает, наполняясь содержанием духовной жизнью людей. Овеществляя, материализуя общество, романтики одухотворяли природу. При этом они обычно имели в виду природу дикую, нетронутую человеком и не несущую следов его практической деятельности. Иногда же противопоставление общества и природы принимало форму антитезы города и деревни, и тогда пол природой подразумевалось идиллическая сельская местность, резко отличная от нервного и возбужденного города. Природа дает отдохновение, забвение и покой. В отличие от фальшивого и пустого общества в ней все просто, гармонично [27, c. 122-124].

Нередко природа выступает в романтическом искусстве как вольная стихия, свободный, прекрасный мир, отличный от человеческого. Особенно любят романтики изображать в этом значении море, его необъятную ширь или величественную мощь, а также горы, их сверкающее великолепие и возвышенную красоту. Изображение гор в романтическом искусстве имеет образное значение, их пространственная высота словно ассоциируется с высотой духа.

Изображение природы в романтическом искусстве, как правило, отличается созерцательностью. Концепция природы как арены деятельности, "мастерской" человека, а человека как "хозяина" природы романтикам несвойственна. Их герой прежде всего "сопереживает" природу [27, c. 126]. Природа же навевает ему мирные сны и сладкие грезы, дает покой и забвение или возбуждает бурное смятение чувств, подтверждающее силу мятежного духа неудовлетворенной и страдающей личности.

Видя в природе черты осуществленного идеала, романтики были склонны и людей, близких к природе, наделять "природными" качествами в этом смысле. Они часто воспевали простых людей-тружеников, психологически цельных и лишенных разъедающей рефлексии, мирно живущих на лоне природы, в стороне от зла городской цивилизации.

Таким образом, романтики, с одной стороны, одушевляют, очеловечивают природу, с другой - приближают к природе, к естественной жизни своего идеального героя. И в том и в другом случае природное начало противопоставляется общественному [27, c. 129].

В поисках иллюзорной свободы романтический герой пытается иногда бежать в экзотические дальние страны, к неведомым людям, не тронутым капиталистической цивилизацией. Значение обетованной земли романтизма приобретали иногда реальные страны, такие, как Италия, Испания, но особенно манила и влекла к себе, конечно, экзотика далеких восточных стран [27, c. 129].

В некоторых случаях, когда романтики не находили реальной "территориальной" опоры для своего бегства, они создавали ее в воображении. В собственной фантазии они строили некие вымышленные миры, фантазия уносила романтиков за пределы низких потолков не только жилища поэта, но и действительности того времени вообще. С ее помощью воздвигались блистающие своды идеальных фантастических царств.

Фантастика, пронизывающая творчество Тика и Новалиса, Гофмана и Гейне, Кольриджа и Саути имела различное идейно-художественное значение. У Кольриджа сказывались мистико-идеалистические тенденции. Именно фантастика и имела в романтическом искусстве значение идеальной мечты [24, c. 16-26].

Итак, романтическое восприятие природы - это не просто индивидуальное отношение субъекта к противостоящему ему внешнему миру. В нем, по существу, раскрывается выраженное через природу отношение личности к общественным условиям ее существования. В восприятии и оценке природы проявляется взаимосвязь индивида с тем общественным целым, в которое он включен и в рамках которого только и осуществляется его соприкосновение с природой.

В оглавление Далее
Hosted by uCoz